Мультфильм 1973 г. «Щелкунчик»
В России, да и, пожалуй, на всём постсоветском пространстве, сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» не воспринимают отдельно от знаменитого одноимённого балета Чайковского. Практически все экранизации
сказки озвучены с помощью великолепной музыки нашего соотечественника.
Мультфильм «Щелкунчик», созданный в СССР в 1973 году, не стал исключением. В
нём использованы музыкальные темы сразу из трёх «сказочных» балетов Чайковского. К примеру, мультфильм начинается мелодией из «Лебединого озера». Под неё девочка, похожая на Золушку, подметает пол в комнате с ёлкой после
праздника и находит сломанную деревянную игрушку – Щелкунчика. Девочка жалеет и исправляет игрушку, и Щелкунчик оживает и рассказывает ей, что он заколдованный принц. Почти в тот же момент в полу появляется отверстие,
проделанное острыми мышиными зубами, в комнату проникает трёхголовый мышиный король, и начинаются приключения. Девочка вместе со Щелкунчиком вступают в борьбу с целой армией мышей, снимают проклятие и к принцу возвращается
его прежняя внешность.
Мультфильм рисованный и представляет собой балетную постановку на неиссякающую тему любви, в которой переплетается волшебство, непобедимая смелость и лебединая верность героев. Наряду с традиционной
техникой в нём использованы новаторские для того времени технологии создания объёмного изображения. Это особенно заметно в финальной сцене превращения игрушечного принца в настоящего. Создатели мультфильма озвучили её
«вальсом цветов» из балета «Щелкунчик» и, собственно, вся сцена – это вальс самых настоящих цветов, среди которых танцуют герои.
За оригинальное художественное решение мультфильм был награждён поощрительны дипломом на бакинском кинофестивале 1974 года. И в этом же году он взял первый приз на международном фестивале детских и
юношеских фильмов в Испании.
Мультфильм длится чуть больше 27 минут. Удивительно, но за неполных два часа его создатели сумели рассказать свою собственную историю, сплавленную из двух замечательных произведений – сказки Гофмана и
балета Чайковского. Более того, они сумели запечатлеть в мультфильме (!) атмосферу 70-х годов прошлого века с её неторопливостью, модами и верой в счастливое будущее.